Меню
 
Версия для печати

9. Требования по ограничению токов утечки на источниках блуждающих токов

9.1 Ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками блуждающих токов, не допускается до проведения всех предусмотренных проектом мероприятий по ограничению этих токов.

9.2 На объектах электрифицированного рельсового транспорта, являющихся источниками блуждающих токов, мероприятиями по ограничению блуждающих токов являются:

- обеспечение электропроводности стыков, межрельсовых и междупутных перемычек;

- изоляция рельсовых путей электрифицированного рельсового транспорта по отношению к земле, в соответствии с требованиями НД;

Примечание. На линиях рельсового транспорта, электрифицированных по системе переменного тока, специальные меры по ограничению утечки тяговых токов на рельсовых путях и устройствах электроснабжения в части защиты от коррозии не предусматривают.

- электрическое отделение электрифицированных путей от неэлектрифицированных изолирующими стыками;

- отвод поверхностных и почвенно-грунтовых вод от основания пути.

9.3 Продольное сопротивление рельсовой сети за счет сборных стыков не должно увеличиваться более чем на 20% проектного значения.

9.4 Для ограничения отекания тяговых токов главные пути наземных линий укладывают на щебеночном, гравийном или равноценном им по изоляционным свойствам балласте.

9.5 Деревянные шпалы, укладываемые в путь, пропитывают неэлектропроводными антисептиками. Железобетонные шпалы или железобетонные блочные основания изолируют от рельсов. Не допускается металлическая связь арматуры железобетона непосредственно с рельсами или деталями рельсовых скреплений.

9.6 Конструкцию путей электрифицированного рельсового транспорта выполняют так, чтобы обеспечить переходное сопротивление рельсов (сопротивление изоляции) по отношению к земле не менее значений, приведенных в таблице 5.

Таблица 5. Требования к изоляции рельсового пути для электрифицированного транспорта

Вид транспорта Переходное сопротивление рельс земля(1) (две нити в параллель), Ом·км, не менее
Железнодорожный магистральный 0,25
Метрополитен:  
- в тоннелях и закрытых наземных участках, на участках, смежных с метромостами (до 200м по обе стороны)  
- на эстакадах, метромостах, в здании электродепо 3,0
- на открытых наземных линиях и парковых путях электродепо 0,5
Трамвай 0,02

(1) Для железнодорожного промышленного и карьерного видов транспорта показатель не нормируется. Для тоннелей нормируется переходное сопротивление "рельс - тоннельная обделка".

(2) В начальный период эксплуатации метрополитена (не более 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию) допускается снижение переходного сопротивления рельсов в тоннеле до 0,5 Ом·км.

9.7 Все неэлектрифицированные пути в месте их примыкания к электрифицированным путям отделяют изолирующими стыками, устанавливаемыми в каждую рельсовую нить.

9.8 Электрифицированные пути от неэлектрифицированных отделяют двумя изолирующими стыками в каждой нити в следующих случаях:

- на подъездных путях тяговых подстанций, промышленных объектов, нефтебаз и складов с горючими и взрывоопасными веществами;

- на соединительных линиях между разными видами рельсового транспорта;

- на примыкающих строящихся линиях электрифицированного рельсового транспорта.

Стыки устанавливают таким образом, чтобы они не перекрывались одновременно подвижным составом, подаваемым на неэлектрифицированные пути.

9.9 Для ограничения утечки тяговых токов с локальных участков пути (тоннель, депо, станционные парки) рекомендуется применять технические средства, препятствующие отеканию тягового тока, в соответствии с требованиями НД.

9.10 Наличие прямых течей поверхностных и почвенно-грунтовых вод на путь в тоннелях не до пускается.

9.11 При наличии в трамвайной тяговой рельсовой сети нескольких пунктов присоединения отрицательных питающих линий для одной тяговой подстанции применяют статические вольтодобавочные устройства или добавочные сопротивления для уравнивания потенциалов отсасывающих пунктов, разность которых в период интенсивного графика движения не должна превышать 0,5В при вольтодобавочных устройствах и 1,0В - при реостатах. Для контроля потенциалов предусматривают систему контрольных проводов.

9.12 Использование отрицательных линий и пути трамвая в качестве проводника тока троллейбусных нагрузок не допускается.

9.13 В пунктах присоединения отрицательных линий трамвая применяют разъемное электрическое соединение отрицательных линий с проводниками, идущими непосредственно к рельсовым нитям. Сопротивление контакта в месте присоединения каждого из указанных проводников к рельсовой нити не должно превышать 0,0015 Ом.

9.14 Кабели, используемые для прокладки отрицательных линий трамвая, оборудуют контрольными шинами для измерения потенциалов пунктов присоединения отрицательных кабелей к рельсам.

9.15 Для контроля разности потенциалов между пунктами присоединения отрицательных кабелей трамвая смежные параллельно работающие подстанции оборудуют системой контрольных проводов.

9.16 Для контроля потенциалов рельсовой сети метрополитена оборудуют систему контрольно-измерительных пунктов в соответствии с НД.

9.17 При проектировании рабочих заземлений линий передач энергии постоянного тока системы "провод-земля" предусматривают мероприятия, исключающие их опасное влияние на подземные сооружения.

9.18 Источники блуждающих токов промышленных объектов (шинопроводы постоянного тока, электролизеры, металлические трубопроводы, присоединенные к электролизерам) электрически изолируют от строительных конструкций, с применением в качестве изоляторов изделий из базальта, фарфора, диабаза, стекла, пластмассы и других материалов с удельным объемным сопротивлением не менее 1012 Ом·м.

9.19 Для ограничения тока утечки предусматривают секционирование с помощью электроизолирующих швов железобетонных перекрытий, железобетонных площадок для обслуживания электролизеров в подземных железобетонных конструкциях. Перекрытие, на котором устанавливают электролизеры, отделяют от примыкающих к нему железобетонных стен, колонн, перекрытий других отделений электроизолирующим швом в виде воздушных зазоров из мастичных или рулонных материалов с удельным электрическим сопротивлением 1012 Ом·м.

9.20 В отделениях электролиза водных растворов для ограничения токов утечки применяют полимербетон для конструкций, примыкающих к электронесущему оборудованию (опоры, балки, фундаменты под электролизеры, опорные столбы под шинопроводы, опорные балки и фундаменты под оборудование, соединенное с электролизерами).

9.21 Трубопроводы, транспортирующие электролит и продукты электролиза, выполняют из неэлектропроводных материалов (фаолит, стекло, полиэтилен и др.) с целью ограничения токов утечки с них.

9.22 Эксплуатационный контроль выполнения требований по ограничению токов утечки с рельсовой сети проводят подразделения (службы) транспорта конкретного вида. Перечень контролируемых параметров, сроки и методы их выполнения определены в соответствующих НД.

9.23 Выполнение требований по ограничению токов утечки при строительстве линий электрифицированного рельсового транспорта контролирует строительная организация совместно с организацией, эксплуатирующей стальные подземные коммуникации, на которые может быть оказано опасное влияние блуждающего тока строящегося объекта. Результаты контроля предъявляют при приемке линий в эксплуатацию.

9.24 Соответствие подключения средств активной защиты (поляризованных и усиленных дренажей) к рельсовой сети источника блуждающих токов требованиям настоящего стандарта проверяют представители рельсового транспорта и заинтересованной организации при первом опытном включении защиты, а в дальнейшем - организация, в ведении которой она находится.

9.25 Сведения об изменении режимов работы сооружений - источников блуждающих токов, способных привести к увеличению опасности коррозии находящихся в зоне их воздействия сторонних подземных сооружений, сообщают в организации, осуществляющие координацию и контроль противокоррозионной защиты подземных сооружений, не позднее, чем за один месяц до перехода на новый режим работы.

< назад / к содержанию / вперед >