Довоенные подземные топливохранилища в Германии

На территории Германии расположен подземный резервуарный парк, в состав которого входили три огромных резервуара для хранения метанола. Эти подземные хранилища были частью государственного предприятия "Paraxol GmbH", производящего вещество пентаэритрит, используемое в оборонной промышленности для изготовления взрывчатого вещества пентаэритриттетранитрат. Предприятие было секретным и стратегическим и включал в себя четыре завода, которые были спрятаны в лесах, будучи замаскированными под производство древесной муки. Один из заводов (кодовое название Werk W) располагался в километре от склада для хранения метанола - исходного сырья для производства пентаэритрита. Метанол хранился в трех огромных подземных резервуарах, которые позже использовались Народной армией ГДР для хранения авиационного топлива.

С окончанием Великой Отечественной Войны собственность была передана Бундесверу (вооружённые силы Федеративной Республики Германии). Спустя короткое время он стал частью собственности федерального финансового управления. Это прекратило его использование в качестве топливного склада.

Аэрофотоснимок границы территории подземного резервуарного парка
Аэрофотоснимок границы территории подземного резервуарного парка

На аэрофотоснимке показана граница территории, на которой показаны три снимка, сделанных в разное время. Снимок слева демонстрирует состояние территории топливного склада на период 2014 года. При обустройстве высоковольтного периметра в 1980-е годы были вырублены деревья и следы этой вырубки до сих пор очерчивают границу объекта с высоты. По центру цифровая модель ландшафта местности, на которой расположено хранилище. Тут очень хорошо просматривается бывший карьер, на месте которого в конце 1930-х было создано хранилище метанола с тремя резервуарами (5,6,7) также можно заметить схождение грунта (0) у кромки карьера. Две большие круглые области, обозначенные цифрой 13 - это два огромных подземных резервуара для хранения авиационного керосина, построенные на территории хранилища в 1970-е годы. Справа аэрофотоснимок местности хранилища 1953 года, когда объект еще не использовался военными.

План участка строительного управления HIAG от апреля 1941 года
План участка строительного управления HIAG от апреля 1941 года

Сам завод состоял из множества цехов и располагался в километре от склада с резервуарами для хранения метанола, которые тут обозначены буквами 1a, 1b и 1c. Слева на карте видно озеро, на берегу которого находилась водозаборная станция, поставляющая заводу техническую воду для производственных нужд. Трубы от станции к заводу проходили через подземный резервуар, расположенный рядом с цистернами для метанола, он тоже отмечен на карте цифрой 24.

Производство на заводе Werk W продолжалось с 1940 по 1945 годы, после окончания войны завод попал в советскую оккупационную зону и его оборудование вместе с частью цехов было вывезено в Советский Союз в качестве репараций. На этом история завода заканчивается, но не история складов с резервуарами для метанола. В 1951 году территорию завода с частью сохранившихся зданий отдали в распоряжение Казарменной народной полиции, которая спустя пять лет была преобразована в Национальную Народную армию ГДР. Ей же отошли и скрытые в лесу резервуары, которые начали использовать с 1963 года для хранения авиационного топлива TS-1. А сама территория с резервуарами стала официально именоваться Treib- und Schmierstofflager 44 (TSL-44) der LSK/LV (Luftstreitkräfte/Luftverteidigung) der NVA, то есть "Склад ГСМ №44 Военно-воздушных сил Национальной Народной армии".

Подземные резервуары для хранения метанола

На территории завода есть три подземных резервуара, в которых хранился метанол. Запаса метанола было достаточно для поддержания производства в главном здании завода Paraxol в течение 75 дней.

Масштабы подземного резервуара очень впечатляют. Диаметр стального резервуара, расположенного внутри бетонного сооружения - 31,3 метра, а высота - 6,4 метра. Объем хранимого топлива в одном таком резервуаре составлял почти 1 350 000 литров. Высота потолка бетонного бункера, в котором установлен резервуар, составляет 11 метров, а его диаметр 33 метра. Построили эти огромные резервуары в 1970-е годы для расширения объемов стратегического запаса авиационного керосина для Национальной армии ГДР.

Южный ремонтный доступ к южному резервуару сдвоенного резервуара
Южный ремонтный доступ к южному резервуару сдвоенного резервуара
Стальной резервуар диаметром 33 метра
Стальной резервуар диаметром 33 метра
Смотровая заслонка на днище стального резервуара в северном резервуаре сдвоенного резервуара
Смотровая заслонка на днище стального резервуара в северном резервуаре сдвоенного резервуара

Один резервуар был построен на западном склоне бывшего карьера и два - на восточном склоне. Входы и агрегатные камеры расположены с соответствующих северных сторон. В южном конце каждого резервуара есть доступная забетонированная шахта с трубами различного диаметра. Вал выходит на поверхность и заканчивается различными трубными конструкциями и люком доступа.

Текст и фотографии представлены для ознакомления и взяты с сайта vimudeap.info/de/atlas/nva-treib-und-schmierstofflager-44/images/ и https://zapret-no.livejournal.com/167446.html